Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

максим грек

Энциклопедический словарь

Макси́м Грек - в миру - Михаил Триволис (около 1475 - 1556), публицист, богослов, переводчик, филолог. В 1518 прибыл в Русское государство из Ватопедского монастыря на Афоне. Сблизился с церковной оппозицией, возглавил кружок, участники которого (Берсень Беклемишев, Вассиан Косой и др.) выступали против монастырского землевладения, церковного «стяжания». Политический идеал - гармония светской и духовной властей; отстаивал свободу воли («самовластный дар»). Осуждён на соборах 1525 и 1531. Нравственно-обличительные («Стязание о известном иноческом жительстве», «Беседы ума с душой»), поучительные («Главы поучительны начальствующим правоверно») и полемические (в том числе против католиков, лютеран, магометан, иудеев, эллинов-язычников, астрологов) статьи; философские и богословские рассуждения; переводы (в том числе Священного Писания и отцов Церкви); статьи по грамматике, лексикографии и ономастике; послания. Канонизирован Русской православной церковью.

* * *

МАКСИМ Грек - МАКСИ́М Грек (в миру Михаил Триволис) (около 1475, Арта, Греция - 1555, Троице-Сергиев монастырь), русский церковный деятель, богослов, филолог, публицист; по происхождению грек. В молодости долгое время учился в Италии, где сблизился со многими гуманистами. Под влиянием проповедей Дж. Савонаролы (см. САВОНАРОЛА Джироламо) пережил нравственный переворот, вернулся в Грецию около 1507 года и постригся в монахи. Около 10 лет Максим жил в Ватопедском монастыре на Афоне, откуда по приглашению великого князя Василия III Ивановича в 1518 году прибыл в Русское государство для перевода церковных книг.

В Москве Максим Грек принял деятельное участие в спорах между нестяжателями и иосифлянами. Вокруг ученого грека образовался кружок, в котором обсуждались не только церковно-теоретические вопросы, но и проблемы, связанные с внутренней и внешней политикой великого князя. В состав этого кружка входили Берсень Беклемишев, Вассиан Косой. Как и нестяжатели, Максим Грек выступил против монастырского землевладения и обогащения церкви. Будучи аскетом по убеждениям, он резко критиковал быт русского духовенства, выступал против эксплуатации крестьянства духовными феодалами, против системы «кормлений». Сближение с оппозиционными церковными кругами привело к осуждению Максима Грека на соборе 1525 года и ссылке в Иосифо-Волоколамский монастырь. После вторичного осуждения на соборе 1531 года Максим Грек был сослан в Тверской Отрочь монастырь. В 1551 году он был переведен в Троице-Сергиев монастырь. Максим Грек оставил обширное литературное наследство, списое его произведений включает более 150 названий. Это проповеди, публицистические статьи («Стязание о известном иноческом жительстве», «Главы поучительны начальствующим правоверно»), философские и богословские рассуждения, переводы. Перенося на русскую почву достижения византийской филологии, главным образом в области филологического толкования и критики текста, Максим Грек прославлял грамматическое искусство и написал ряд работ, содержащих сведения по фонетике, - «О греческих гласных и согласных, о слогах, о надстрочных знаках греческих и славянских», просодии - «О просодии», «О пришельцах-философах», грамматике, лексикографии. «Толкования именам по алфавиту» послужили главным источником для позднейших русских азбуковников. Максим Грек был признан выдающимся знатоком грамматики: в московском издании грамматики М. Смотрицкого (1648) помещены статьи, частью почерпнутые из сочинений Максима Грека, частью ошибочно ему приписанные. В 1988 году Максим Грек был канонизирован Русской православной церковью.

Большой энциклопедический словарь

МАКСИМ ГРЕК (в миру Михаил Триволис) (ок. 1475-1555) - публицист, богослов, философ, переводчик, филолог. В 1518 приехал из Ватопедского монастыря на св. Афоне в Русское государство. Сблизился с церковной оппозицией; был осужден на соборах 1525 и 1531. Обширное литературное наследие: публицистические статьи ("Стязание о известном иноческом жительстве", "Главы поучительны начальствующим правоверно"), философские и богословские рассуждения, переводы, статьи по грамматике и лексикографии. Канонизирован Русской православной церковью (1988).

Гуманитарный словарь

МАКСИ́М ГРЕК (в миру - Михаил Триволис) (ок. 1475-1555) - др.-рус. писатель, публицист, переводчик. Род. в Арте (Греция), в аристократ. семье, в 1492 эмигрировал в Италию, где очень скоро сошелся с гуманистами. Сначала живет во Флоренции, посещая Болонью, Падую, Милан, с 1496 по 1498 в Венеции, переходит на службу к Дж. Пико делла Мирандола, племяннику знам. гуманиста. Огромное впечатление на М. Г. произвела в 1498 казнь Савонаролы, которого он считал "совершенным иноком". В 1502 М. Г. постригается во Флоренции в католическом доминиканском мон., где раньше настоятелем был Савонарола. В 1504 М. Г. выезжает на Афон и принимает постриг в православном мон. под именем Максима. От лит. деят-ности этого периода сохранилось мало: несколько итал. писем, 4 греч. эпитафии, эпиграмма и канон Иоанну Крестителю.

В это время в Москве продолжалась работа по дополнению корпуса Св. Писания, переведенного на слав язык, начатая еще при архиеп. Геннадии. В 1516 по просьбе Василия II М. Г. отправился в Москву для перевода толковой Псалтыри. На начальном этапе работы М. Г. знал слав. яз. еще недостаточно и переводил на лат. яз., хорошо знакомый переводчикам, начинавшим еще с Геннадием перевод библейских книг. В дальнейшем М. Г. овладел рус. яз., он много писал по-славянски, учил греч. яз., в Чудовом мон. в Кремле, где он жил, в его келье собирался ученый кружок. Тогда же М. Г. познакомился с Вассианом Патрикеевым, главой партии нестяжателей, имевшим значительный вес при дворе. Для него М. Г. сделал толкования к каноническим постановлениям, вошедшие в его Кормчую.

М. Г. активно участвует в антилатинской полемике. К этому периоду принадлежат послания Фед. Карпову и сочинения против Ник. Булева (Немчина), придворного медика и полемиста. Здесь М. Г. обращается к классике визант. догматической публицистики, в частности к произв. патриарха Фотия. Сочувствующий в Италии идеям Савонаролы, М. Г. в России оказывается на позициях, ближе всего стоящих к нестяжателям. Его воззрения излагаются в посланиях Василию III, Вассиану Патрикееву и неизв. монаху. Возможно, к тому же времени относится "Повесть страшна и достопамятна о совершенном иноческом житии", рассказывающая о Савонароле. Безусловно, в писаниях М. Г. нет ни осуждения практики русских монастырей, ни "хулы" на них, ни призыва отнимать монастырские имения.

Еще в 1522 М. Г. просил Василия III в соотв. с прежним договором отпустить его на Афон, однако ему было отказано. В том же году митрополитом становится противник Вассиана иосифлянин Даниил. В 1525 наряжается следствие по делу М. Г., его друга Берсеня-Беклемишева и Фед. Жареного, собирается церк. собор, который признает М. Г. виновным в ереси и в осуждении практики поставления митрополитов в Москве, а не в Константинополе. М. Г. отправляют в заточение в Иосифо-Волоколамский мон. Первоначально ему было запрещено писать и он был лишен причастия. В 1531 состоялся новый собор, где М. Г. и Вассиан обвинялись в написании еретической Кормчей, проповеди незаконности монастырского землевладения, хуле на рус. святых и сговоре с турецким султаном. Несмотря на отсутствие доказательств вины, М. Г. был отправлен в новую ссылку в Тверской Отроч. мон., где ему жилось уже легче, т. к. еп. Акакий отнесся к нему очень хорошо. После смещения митр. Даниила в 1539 митр. Иоасаф существенно улучшил положение М. Г.

В Твери М. Г. вновь начинает заниматься писательской деят-ностью. Одно из первых его сочинений "Слово, пространно излагающе... нестроения...", посв. смуте после смерти Василия III (1533). Там М. Г. пишет свое "Исповедание веры" и ряд др. сочинений, к тому времени относятся послания молодому Ивану Грозному, новому митр. Макарию (1542-63). В Твери М. Г. начинает писать "Главы поучительны началствующим правоверно" -поучение царю. Ок. 1550 по ходатайству игумена Троице-Сергиева мон. Артемия М. Г. освобождают и переводят в Сергиев мон.

В эти годы М. Г. переводит новые тексты, в т. ч. из "Лексикона" Суды, продолжает свои старые публицистич. темы - против ересей, апокриф. сказаний, астрологии, пишет филос.-этические соч., обучает греч. яз. В 1555 М. Г. скончался в Троице-Сергиевом мон.

М. Г. оказал огромное влияние на рус. культуру, познакомив писателей с традициями греч. полемической лит-ры, античной эпистолографии, филос. диалога. Неск. поколений др.-рус. писателей учились мастерству на произв. М. Г. Полностью сочинения М. Г. не изданы.

Изд. и Лит.: Синицина Н. В. Максим Грек в России. М., 1977; Буланин Д. М. Переводы и послания Максима Грека. Л., 1984; Пам. лит-ры Др. Руси, кон. 15 - нач. 16 в. М., 1984.

Преподобный Максим Грек. Икона 20 в.

Преподобный Максим Грек. Икона 20 в.

Орфографический словарь

Макси́м Гре́к

Полезные сервисы